Холодные волны вздымает лавиной Широкое Чёрное море. Последний матрос Севастополь покинул, Уходит он, с волнами споря. И грозный солёный бушующий вал О шлюпку волну за волной разбивал. В туманной дали Не видно земли, Ушли далеко корабли. Друзья-моряки подобрали героя. Кипела вода штормовая. Он камень сжимал посиневшей рукою И тихо сказал, умирая: "Когда покидал я родимый утёс, С собою кусочек гранита унёс... Затем чтоб в дали От крымской земли О ней мы забыть не могли. Кто камень возьмёт, тот пускай поклянётся, Что с честью носить его будет. Он первым в любимую бухту вернётся И клятвы своей не забудет! Тот камень заветный и ночью и днём Матросское сердце сжигает огнём. Пусть свято хранит Мой камень-гранит - Он русскою кровью омыт!" Сквозь бури и штормы прошёл этот камень, И стал он на место достойно. Знакомая чайка взмахнула крылами, И сердце забилось спокойно. Взошёл на утёс черноморский матрос, Кто Родине новую славу принёс. И в мирной дали Идут корабли Под солнцем родимой земли. |
В начале июля 1941-го года поэт Александр Жаров в качестве специального корреспондента газеты 'Красный флот" приехал
в Севастополь. Там же был и композитор Борис Мокроусов. Однажды после воздушного налёта сидели они на пахнущем дымком Приморском
бульваре и размышляли о песне, которую напишут вдвоём. "Это должна быть песня широкая, эпическая, сдержанно-торжественная, как
баллада", - сказал Мокроусов. "Главное, по-моему, это гнев и мужество", - добавил Жаров. Такой эпизод возник позже, в трагические дня прощания с Севастополем. Люди, покидая священный город, брали с собой кто горсть крымской земли, кто камень. Вместо талисмана... Так у поэта и композитора родился герой песни - матрос. Наказ погибшего становился клятвой живых. И рождались стихи, которых поэт, наверно, не мог бы придумать, если бы они не были рассказаны реальными героями реальной битвы. Слушаем песню. |